Как доказать обоснованность налоговой выгоды?

Памятка о мерах должностной осмотрительности

СудВ РФ рост налоговых ставок в несколько раз опережает рост прибыли – бизнесменов принуждают отдавать государству огромные деньги. Классические схемы оптимизации налогов не приносят ожидаемого эффекта… вывод бизнеса «в тень» также не выход.

Согласно внутренних отчетов и аналитических публикаций у 69% российских предприятий в течение последних 3-х лет упала рентабельность. Падение рентабельности наблюдается практически во всех сферах бизнеса

Единственный выход из ловушки низкой эффективности – получение налоговой выгоды, которая позволит повысить эффективность вашего бизнеса!

Как доказать обоснованность налоговой выгоды?

  1. Пакет документов, направляемый налогоплательщиком в налоговый орган должен быть оформлен надлежащим образом (абзац. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53), и включать в себя перечень документов, предусмотренный ст. 68 АПК РФ. Полнота и достоверность документов регламентируется ст. 71 АПК РФ и п. 1 Постановления № 53.Документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями НК РФ, законодательства о бухучете, Постановления Президиума ВАС РФ от 27.09. 2011 г. № 4134/11.
  2. Налогоплательщик обязан доказать свою добросовестность. Налоговую выгоду могут признать необоснованной, если налоговый орган или суд докажет, что бизнесмену было известно о том, что контрагент:
    1. имеет сомнительную репутацию (письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84);
    2. осуществляет операции, не связанные с его прямой экономической деятельностью (п. 3 и 4 постановления № 53, постановление президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 12093/11);
    3. осуществил фальсификацию или подмену документов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2010 № А28-18725/2009, Северо-Западного округа от 16.08.2013 № А81-3642/2012);
    4. не может выполнить договорные обязательства(постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/3371-10);
    5. является звеном в цепочке фирм-однодневок (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).  

Налоговые органы и арбитры оценивают обоснованность налоговой выгоды через призму осмотрительности и осторожности налогоплательщика (п. 10 постановления № 53).Доказать свою осмотрительность при выборе контрагента, можно предоставив документы, перечень которых указан в письме Минфина России от 13.12.2011 г. № 03-02-07/1-430.

Для минимизации претензий ИФНС по добросовестности бизнесмен может предпринять ряд действий:

  • проверить контрагента на сайте ФНС РФ: https://egrul.nalog.ru (письмо ФНС РФ от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@);
  • запросить у контрагента документы, подтверждающие легитимность его деятельности (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177);
  • запросить в налоговой копии отчетности и выписки по счетам контрагента (постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 № А40-69230/12-90-374).

Наличие данной информации расценивается арбитрами как проявление необходимой осторожности и осмотрительности.

Бизнесмен может самостоятельно оценить риски, изучив критерии недобросовестности, изложенные в действующей редакции приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.Ориентироваться в количественных показателях необходимо на приложения №2 и №4 приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.Подробное описание схем получения необоснованной выгоды изложено в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (приложение б/н).

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ИМЕЕТ ПРАВО

Репутация налогоплательщика защищена законом:

  • добросовестность налогоплательщика не ставится под сомнение, если нет доказательств обратного (п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • в ситуациях, недостаточно четко прописанных в нормативных актах, приоритет отдается позиции налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ);

Нужно ли доказывать свою правоту?

Безусловно необходимо. Бизнесмен, в отношении которого налоговый орган принял решение о необоснованности налоговой выгоды, может не только подать возражения в ИФНС, но и обжаловать действия налоговиков в вышестоящих налоговых органах и в суде (пп. 1 и 2 ст. 138 НК РФ), предварительно подготовив всю необходимую документацию, доказывающую его правоту. Согласно ст. 12 ФЗ от 02.05 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

У налогоплательщика есть хорошие шансы того, что претензии налоговой будут отклонены. Подтверждением тому являются более 80% судебных решений в пользу бизнесменов.