Остерегайтесь фирм-однодневок!
Остерегайтесь фирм-однодневок!

Фирмы-фантомы или однодневки стали настоящим бичом для бизнеса и головной болью контролирующих органов. С каждым годом усиливаются механизмы борьбы с этим явлением на законодательном уровне. Под жернова расследований работы предприятий-однодневок попадают и добросовестные предприниматели. Налоговая инспекция при малейших признаках «одноразовой» фирмы, проводит ряд финансово-аудиторских мероприятий с подозрениями о снижении налогов с последующими санкциями – штрафы, пени, налоговые недоплаты. Сейчас мы расскажем вам, как обезопасить себя от налоговиков.

Доверяй, но проверяй!

Как вы обычно поступаете на старте любого сотрудничества? Правильно – получаете о будущем партнёре как можно больше информации. Не спешите доверять привлекательным условиям и устным бодрым заверениям: «Всё будет отлично!». Запросите максимальное количество документов у контрагента: учредительные, регистрационные, все налоговые данные, лицензии, приказы, протоколы и т.п. Для сегодняшних технологий и активно работающих предприятий, отправить такое электронное письмо — это дело 5 минут (всё уже давно отсканировано и заархивировано).

Наличие такого громоздкого «пакета» информации об участнике сделки подтверждает ваше стремление и осмотрительность в выборе поставщика.

Отправляем запрос

Неплохая практика проверять контрагентов на финансовую порядочность, а именно — уплату налогов и чистоту перед Законом. Запрос в налоговую написать не трудно и много времени не займёт. Конечно, предоставлять вам такую информацию не будут, сославшись на десяток законов о сохранении тайны, но вам будет проще объяснить инспектору о вашей непричастности к «нечестной» компании.

Интернет в помощь

Хорошим подспорьем по сбору информации о неизвестных ранее организациях и ИП могут стать интернет-ресурсы государственных органов, на которых вы увидите данные о регистрации партнёра, ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пошла ещё дальше и создала специальный паспорт – «Реестр недобросовестных поставщиков». Зафиксируйте такие ваши исследования документально именно на момент их проведения (подложите к договору копии выписок с сайтов, сделайте скриншот экрана с датой и т.п.). Такой подход к оценке хозяйственной деятельности «новичка» по договору будет вам очень на руки при общении с инспекцией.

Стоит обратить внимание на руководителя фирмы, который имеет право подписи. Проверить его паспортные данные можно на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС). А на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) есть возможность установить, не значится ли данное лицо в реестре лиц, отказавшихся в суде от руководства компании.

Письма, как доказательства

На стадии подготовки договора вы, конечно же, обсуждали детали сотрудничества: стоимость, условия оплаты и поставки, сроки, качество продукции, технические данные, организационные моменты. Получали рекламные проспекты, коммерческие предложения, обменивались письмами (электронными или почтовыми), где указаны предлагаемые услуги или товар контрагента, а так же его контактные данные. Эти факты подтверждают его реальное существование, наличие сотрудников, офиса (во всяком случае, на тот момент).

А не навестить ли контрагента?

По базам массовой регистрации рекомендуется проверить известный вам адрес контрагента. Не помешает воспользоваться так же базой юридических лиц, контакт с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу потерян. Отличным поводом для непосредственного знакомства будут переговоры на территории контрагента, вы самостоятельно можете оценить рабочую атмосферу предприятия или отсутствие таковой. Поинтересуйтесь на почтовом отделении об обороте входящей и исходящей корреспонденции по данному адресу (письма, журналы, газеты и т.п.).

Рекомендации контрагента

Участники рынка, даже если не знакомы непосредственно друг с другом, всегда владеют информацией о других компаниях и бизнесменах, занятых в своей отрасли. Узнайте отзывы, рекомендации о партнёре в бизнес-кругах, а в знакомых вам по прошлым контрактам госпредприятиях – о его участии в государственных конкурсах, договорах, закупках. Такая информация станет для вас хорошей защитой от обвинений налогового инспектора.

Схема безопасности!

Организация, которая разработала алгоритм анализа и проверки своих будущих партнёров на предмет порядочности и стабильности, обезопасит себя и своих сотрудников не только от монотонных вопросов налоговиков, а и от участия в сомнительных финансовых схемах. Лучше этот процесс узаконить внутри компании с помощью обычного приказа с назначением ответственного лица.

Спасение в наших руках!           

Если налоговые органы инкриминируют вам нарушение законодательства, грозят штрафами, изучают каждую запятую в документах или даже приписывают вам сговор с фирмой-однодневкой, не спешите паниковать. Не позволяйте из пострадавшего перевести вас в чуть ли не в основные подозреваемые. Привлекайте свидетелей (сотрудников своей фирмы, можно уже не работающих), максимально соберите документальную базу по контрагенту помимо регистрационных бланков (брошюры, электронные письма, образцы и т.п.) и говорите правду, как всё и было в действительности.

Если же вы ещё не попадали в такую ситуацию и однозначно уверены, что с вами такого не произойдёт (самый популярный случай), тогда эта инструкция именно для вас. Оберегайте свой бизнес уже сегодня!