С начала перестройки налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь. Понятия налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто.
Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.
Налоговым риском следует называть возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.
Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.
Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:
- отсутствием вероятности благоприятного исхода;
- значительной удаленностью по времени принятого решения и рискового события;
- высоким уровнем субъективности оценки риска;
- составом вероятности факторов, не стабильных во времени;
- возможностью возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
- фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.
Классификационные виды фискальных рисков
В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.
- Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
- Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
- Использование незаконных схем минимизации налогов.
Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:
- в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
- по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
- о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
- в ходе выполнения контрольных функций;
- в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.
Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаки, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика.
- Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
- Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
- Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.
Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.
Процесс управления налоговыми рисками состоит из нескольких этапов.
- Анализа существующей налоговой нагрузки.
- Внутреннего и внешнего аудита.
- Анализа действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
- Анализа перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
- Выявления и оценки основных факторов риска.
- Анализа налоговых рисков.
- Выбора методов и форм снижения рисков, выработки решений по их минимизации.
- Выполнения плана мероприятий.
- Изменения соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
- Мониторинга и контроля хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.